Haos писал(а):Я даже точно не знаю что это такое. Какая-то схема есть что ли, типа "я знаю, что ты сделал неправильно, но я что? прощаю тебя, т.е. "надо бы наказать, но пока не наказываю"? Т.е. я имею право сделать больно, но любуюсь своей великодушностью? Мне просто интересно схема рассуждения людей.
Обычно это либо ситуация, когда "нарушитель" не перешел порог боли, и проступок не причинил большого дискомфорта (тогда вполне можно порадовать себя любованием собственного великодушия), либо срабатывает подсознательно понимание, что сам обладаешь теми недостатками, какие стали причиной проступка человека против тебя. Второе - обязательный базовый элемент дружбы в этом мире. Кто такой друг? Тот, кто всегда поймет и поддержит. То есть, если ты не прав в какой-то ситуации, он все равно скажет, что ты прав. Если у тебя все плохо, он услужливо соврет, что все хорошо. Если у тебя есть пагубные слабости и пороки, он никогда не осудит... А почему? Потому, что сам ими полон. Отсюда и прощение. Прощая нарушителя, человек прощает самого себя.
Если же брать пример объективного прощения, это комплексное понимание: а) того, что человеческие страсти - это просто, своего рода, компьютерная программа, которая отыгрывает сценарий, имеющихся в нем вкусов, страхов, вожделений и прочих ниточек кукловода; б) приходящее к тебе по большей части - плоды твоих прошлых действий, а потому злиться на нарушителя, все равно что грызть себя за хвост; в) удерживать в себе ненависть, обиду - это наваждение мнящего, что от такой позиции что-то может измениться. Потому человек ясно разумеет нелепость удержания в себе обиды и злости. Это не более чем попытки переваривать себя собственной желчью; кроме собственной боли, тяготы, безумия, "не прощающий" ничего не получает.
Значит ли это, что объективно прощающий - идиот, любящий врагов, ищущий, кто бы врезал ему по морде еще разок, наступающий бесконечно на одни и те же грабли? Нет. Если я на опыте убедился, что такой-то ненадежен, я просто не буду ему доверять ничего важного. Если кто-то туп, я не буду пытаться объяснить ему сложное. Если кто-то подлый, и никогда не повернусь к нему спиной и не буду с ним беспечен. Это здравый прагматизм. Но держать злость, поминать с обидой проступки человека, делать ему гадости, пытаться наказать... А зачем? Чужая боль уменьшает боль только в мерзком человеке.