1. сри́шти-дри́шти вáда - постепенное творение;
2. дри́шти-сри́шти вáда - одновременное творение;
3. аджáта вáда - творения не было вообще.
В данной статье хотелось бы в общих чертах попытаться описать концепцию одновременного творения дри́шти-сри́шти вáда. В дальнейшем при объяснении я буду опираться, прежде всего на книгу Р. Годмана "Будь тем, кто ты есть", в которой были опубликованы вопросы заданные великому мудрецу и святому Индии Шри Раманы и ответы, данные им.
Шри Рамана отмечает в главе 17 "Теории творения и реальность мира", что в концепции одновременного творения существование мира начинается с появления "я"-мысли. Но когда "я" - мысль прекращается, то и существование мира заканчивается. Данная концепция утверждает, что мир есть продукт воспринимающего его ума и что в отсутствие этого ума мир перестает существовать. Таким образом, именно ум творит воображаемый мир для себя. Для сторонников концепции постепенного творения, к которым принадлежат и научные воззрения, типа, "Теория большого взрыва", а также библейские сюжеты, эта концепция, очевидно покажется абсурдной. В нас с самого детства, в наше сознание, внедряют объективность окружающей реальности. И эту объективность поддерживают даже религии, в том числе, как было сказано выше, даже в Библии описывается постепенное творение Богом этого мира.
Однако, древняя ведическая мудрость не поддерживает такие идеи. Хотя они каждутся логичными, доказумыми и даже очевидными, но, именно они приводят глубокого мыслителя, способного к наблюдениям за реальностью и размышлениям, в тупик. Огромное количество людей именно из-за тупикового пути вполне логичной концепции поэтапного творения как разочаровались в научной парадигме мира, так и в библейской. Однако, это вопрос, скорее, отдельной темы про концепцию поэтапного творения. Здесь же мы продолжим рассуждать о концепции одновременного творения.
И как отмечает Шри Рамана, концепцию одновременного творения, ученик на духовном пути должен выбрать в качестве рабочей гипотезы. Поскольку именно такая концепция будет поддерживать уверенность садхака в том, что мир не реален. А без такой концепции невозможно духовное развитие. Другими словами, пока есть вера в то, что мир реален, человек никогда не придет к постижению своей вечной сущности.
Следует отметить, что концепция одновременного творения полностью соответствует переживаемому нами во сне, когда именно мы творим все объекты сновидения и создаем сюжет сна. Хотя, когда мы спим, нам кажется, что мир сновидения вполне реален, а персонажи сна полностью независимы и самостоятельны, но проснувшись, мы понимаем, что это был сон - порождение нашего сознания и мы можем только поражаться, как достоверно вели себя в контексте независимости персонажи сна и интересно выстраивался его сюжет. Да, сны бывают разные: глупые, умные, страшные, интересные; но то, какие они были, мы можем судить лишь кодга уже нет мира сна, мы проснулись, оказались в мире бодрствования.
Хотя мир бодрствования отличается в деталях от мира сна, но по большому счету, мы не знаем, не является ли он другим сном, просто более длительным, с более качественной "видео-картой"

Рассматривая данную концепцию невозможно не упомянуть о философском термине солипси́зм. Данный термин описывает философскую концепцию, характеризующуюся в признании собственного индивидуального сознания единственной и несомненной реальности, а объективная реальность окружающего мира отрицается.
Хотя солипсизм правильно вызывает сомнение в реальности или достоверности всего сущего, но вот с понятием отрицания реальности всего, кроме собственного сознания, есть вопросы. Т.е. мне думается, что здесь есть некоторое упущение. Сложность в том, что если мы выпячиваем реальность своего сознания, то это не будет соответствовать концепции одновременного творения, т.к. нигде в ней не сказано, что концепция "я" - мысли является реальной. Это такая же идея, такая же концепция, как и всё последующее. Речь идет о том, что когда появляется данная концепция, т.е. есть "я", то и появляется мир. Рассмотрение реальности или не реальности "я" - концепции это уже следующий этап на духовном пути садхака.
Поэтому, хотя, отчасти, солипсизм близок к буддийским взглядам или к рассматриваемой здесь концепции одновременного творения, но, всё же, является порождением западной школы мысли, а мне ближе древняя ведическая мудрость.

Кстати, забавно какова критика солипсизма со стороны известных философов («солипсизм может иметь успех только в сумасшедшем доме» (А. Шопенгауэр), «солипсизм — это безумие» (М. Гарднер)).
А забавного в этом то, что достаточного обоснования, которое позволяло бы однозначно утверждать существование объективной реальности вне воспринимающего субъекта, так и не было дано.
