Итак, казалось бы, заурядная история, сказка о том, как конный рыцарь, не вняв своему предчувствию, бросился сразиться с драконом-змием, защищая даденную дракону в жертву деву. Но дальше нет счастливого конца в обывательском понимании, нет "хеппи-энда".
Конный в шлеме сбитом,
Сшибленный в бою.
Верный конь, копытом
Топчущий змею.
Конь и труп дракона
Рядом на песке.
В обмороке конный,
Дева в столбняке.
Т.е. конный ни жив не мёртв, "дева в столбняке", только дракон повержен. А вот далее, по-моему, идет четверостишье, символизирующие самую загодочную суть этого стихотворения:
Сомкнутые веки.
Выси. Облака.
Воды. Броды. Реки.
Годы и века
Борис Пастернак повторяет это четверостишье дважды в стихотворении "Сказка", как бы намекая на его значимость. А предворяет это стержневое, по моему мнению, четверостишье состояние главных действующих лиц, оставшихся в живых:
Но сердца их бьются.
То она, то он
Силятся очнуться
И впадают в сон.
И вот это четверостишье больше всего пугает читателя, вызывает у него какие-то неприятные ощущения, чувство безысходности и бессилия.
Я долго размышлял над тайным смыслом этого стихотворения и не сказал бы, что удовлетворен до конца, тем, что мне открылось.
Прежде всего, можно найти такой смысловой контекст стихотворения Бориса Пастернака "Сказка". Конный - это мы сами, особенно это касаемо мужчин. Его путь - это наша жизнь. Дева - заветная мечта, цель, которая всегда недостижима. Конный стремился к ней, уже, фактически, получил её в результате смертельной битвы со змием, но не может насладиться ею, т.к. сам стал беспомощным, а цель в виде девы не может сама к нему приблизиться и оказать какую-то поддержку, помощь.
Некоторым может быть кажется, что они достигли цели жизни, но, если подумать, положа руку на сердце, то та ли эта цель была? Не банальная ли какая-то навязанная обществом или чем иным она то была... цель эта? Вот, где основной вопрос! В контексте данного стихотворения цель - именно, самая сокровенная, сродни самому сокровенному желанию в Сталкере А. Тарковского.
А теперь самое интересное. А что змий то символизирует? Здесь мы можем сказать, что в контексте вышесказанного, это некоторые препятствия на пути достижения заветной цели. Они преодолеваются конным, змий повержен, т.е., что, цель жизни достигнута? Выходит, что этого недостаточно.
Но сам персонаж змия не так-то прост. Западная мысль ассоциирует змиев, драконов с чем-то негативным, но это заблуждение, как, впрочем, и большинство всего западного. Змий на востоке - символ мудрости, знания. Если мы обратимся к изестному символу "Георгий-победоносец убивает змея", то это искаженнае идея, в которой, некий человек стоит возле змея и смиренно внимает его мудрости, беседует с ним. Так было изначально на изображении. Потом со временем всё исказилось. То ли по-глупости, то ли сознательно. Многое так искажается, как бы, случайно.
В этом вот, "Георгий-победоносец" вообще есть что-то русское, славянское? Почему не Григораш, к примеру, "победоносный"? Не наше это имя, не древне-русское. И это всё очень печально. Ложные традиции заморские, ложные символы... эту тему далеко можно развивать, да копаться в этом, сами знаете в чём, нет охоты.
Суть ясна становится, если мы обратимся к мистической составляющей данного повествования, а именно: конный - главный персонаж, человек, мы в контексте нашего жизненного пути. Змий - мудрость, знание. А дева - похоть, иллюзия, то, что облекает мужчину на перерождения вечно в колесе сансары. Итак, получается, что человек (конный) в погоне за вожделенными удовольствиями этого мира (дева) отрицает мудрость и знание (в виде убийства змия). При этом, так и не достигает заветных наслаждений, "вечного счастья в этом мире", обессиленный и беспомощный барахтается в нем то чуть жив, то чуть мёртв.
Вот эта вот квинтэссенция смысла, по-моему, стихотворения Бориса Пастернака "Сказка"! Именно так, поскольку даже библейский сюжет с "он, она и змий" совершенно по-разному трактуется в зависимости от степени понимания да и направления религиозной или мистической мысли.
Также на именно такой смысл стихотворения Бориса Пастернака "Сказка" указывает упомянутое выше сверх-значимое четверостишье:
Сомкнутые веки.
Выси. Облака.
Воды. Броды. Реки.
Годы и века
Хотя, с одной стороны, слово "выси" может быть осмысленно как возможность духовного устремления, достижения преодоления "земного притяжения" в виде "девы", но последующая концепция длительного, незавершающегося течения времени, перечеркивают всю надежду. Состояния сна конного, забытья длится "годы и века" и нет ему конца. Эта безысходность, с одной стороны, и величие и духовность "выси", с другой стороны, и создают потрясающий узел противоречий друг для друга, оставляя в душе читателя неизгладимый "шрам", или даже толчок для души, пытающийся "разбудить" её к духовной, божественной жизни.