Расскажу о своём скромном опыте игры в Цивилизацию (далее цив). Выбрал 5-ку, поскольку 6-ка не понравилась ни "детским" антуражем графики ни элементами. 5-ку многие считают лучшей по графике.
Я играю на уровне Полководец, можно и выше, но хорошего понемногу. Нужна грань между удовольствием и напряжением. Принципиально одерживаю или военную или научную победу, когда просто лень возиться уже с недобитками.
Какие тонкости отметил. Самый забавный элемент это "у вас появился великий полководец". Он строит форт. Я вначале не сообразил всю забавность этой возможности и строил где укажет ИИ. Юмор в том, если форт строить на границе с противником он отнимет у того часть территории. Поэтому я всегда гоню великого полководца на границу с потенциальным противником и отжираю у него кусок территории да так чтобы и к городу врага приблизиться и побольше ресурсов схапать.
Реакция, тут же, конечно, мат-перемат, типа, да как вы посмели!? Это не пройдет даром!
Ну-ну, ждёмс! На самом деле, именно это нужно практиковать с тем, с кем по очередности готовишься воевать.
Далее, удар нужно наносить концентрированный в одном направлении по всему фронту так, чтобы города врага были на линии поочередного их взятия, т.е. типа см. рис ниже:
Для взятия города в разные периоды истории нужны 2-3 осадных вооружения (трибушет, пушка, РСЗО), не менее 2 единиц, способных войти в город (я вначале не мог понять почему пулеметчики не входят). На начальных этапах 2-3 единицы лучников. На поздих этапах всю грязную работу я уже авиацией (бомбардировщиками) делаю. Это самый легкий период игры, когда уже можно делать авиацию. Битва за небо - главное. Если города врага на побережье, то капером или эсменцем можно занять город (из нужно не менее 3 с приданными дополнительными частями авиации или десантом и т.п.). В общем на последних периодах истории вариантов много становится.
Также можно использовать линкоры для поддержки сухопутных сил, т.е. они хорошо наносят залповый огонь на 3 клетки. Авианосцы нужны чтобы приблизить авиацию к местам, где у вас нет базирования в городе.
Если враг на другом континенте, то я занимаю город или Городов-государств, чтобы создать плацдарм для развертывания или строю город.
О ядерном оружии. Я поначалу не применял его, поскольку комплексы были гуманности. Потом смотрю, что это в порядке вещей. Ядерный удар дешевле наносить бомбой, а не ракетой, т.к. урана нужно 1 а не 2. Различие в поражении сил и средств врага особо не обнаружил, разве что чуть больше по территории. Самый правильный вариант применения ядерного удара, когда вокруг города врага много боевых единиц, а вы удалены чтобы вас взрывом не накрыло. Бейте ядерным оружием сколько влезет, здесь не место комплексам, хотя вся игра построена на психологическом давлении против игрока с милитаристским подходом.
Это и успокаивающий музончик когда нет войны и экономические блага от мирного времени ит.п. Настроение также населения становится плохим при войне, восстания бывают и т.п. Это не страшно, восстания для прокачки юнитов тоже неплохи. Обратите в каком месте происходят восстания, обычно они там же и повторяются. Держите несколько юнитов для их подавления и рабочих для устранения вредительства.
Теперь о взаимоотношениях с игроками ИИ. Они всегда быстро становятся... плохими.
Столько оскорблений выслушивать приходится (лучше не читать какими эпитетами они вас поносят).
Осуждение возникает ни с того ни с сего, вражда какая-то закулисная. А когда по одному их завоевываешь, то ненависть. В общем, умора. При этом, начиная войну против вас, сопровождают ее "гуманными целями". Ох, как это всё напоминает западный мир, но не будем о политике.
В общем, юмор есть специфический. Ну, в двух словах всё. Рэндом, вот чего я хотел знать, когда спрашивал. Всегда интересен опыт других.