С начала 2010 года на IPO вышли 17 единорогов, среди них такие известные имена, как Facebook, Groupon, Twitter, Uber. Лишь 7 компаниям после IPO удалось порадовать инвесторов. Котировки остальных их разочаровали.
Многие сравнивают нынешний бум в размещениях единорогов с бумом доткомов конца 90-х – начала 2000 годов. Отчасти это сравнение связано с тем, что инвесторы вкладывают в IT-гиганты миллиарды долларов, однако долгое время компании не приносят прибыли, в том числе, после выхода на биржу. Бен Карлсон (Ben Carlson), управляющий Ritholtz Wealth Management LLC, обратил внимание на недавний провал, связанный с размещением акций компании WeWork – международной сети коворкингов для предпринимателей, а также трудностями с размещением широко известного на всех континентах планеты Uber – приложение поиска свободного такси.
Компания WeWork была вынуждена отложить IPO, акции Peloton (велосипеды с встроенным онлайн-стримингом) рухнули почти в 2 раза после размещения, акции Uber потеряли более трети своей стоимости.
Таблица счастливчиков и неудачников на ниве первичного размещения акций выглядит следующим образом.
| цена размещения, $/акцию | текущая цена (на 30.10.19,$/акцию) | разница | |
|---|---|---|---|
| Beyond Meat | 25 | 149 | 496% |
| | 38 | 179 | 370% |
| Etsy | 16 | 57 | 253% |
| Alibaba | 68 | 168 | 147% |
| Zoom | 36 | 77 | 114% |
| | 26 | 41 | 59% |
| | 19 | 26 | 39% |
| цена размещения, $/акцию | текущая цена (на 30.10.19,$/акцию) | разница | |
|---|---|---|---|
| Snap | 17 | 16 | -4% |
| Dropbox | 21 | 20 | -4% |
| Slack | 26 | 24 | -9% |
| Spotify | 132 | 116 | -12% |
| Peloton | 29 | 25 | -13% |
| Uber | 45 | 31 | -32% |
| Lyft | 72 | 41 | -43% |
| GoPro | 24 | 5 | -78% |
| FitBit | 20 | 4 | -81% |
| Groupon | 20 | 3 | -87% |
Джей Риттер (Jay Ritter), эксперт по IPO из Университета Флориды, считает, что участвовать в первичных размещений целесообразно только в первый день торгов, впоследствии акции показывают динамику хуже рынка. Согласно его данным, в 1980-2017 годах на IPO вышли 8300 компаний, в первый день торгов они принесли инвесторам в среднем 18% годовых. В последующие три года котировки этих компаний оказались хуже рынка в среднем на 18%. Исследование профессоров Элроя Димсона (Elroy Dimson) и Пола Марша (Paul Marsh), проведенное в Великобритании в 2015 году, показало, что инвесторы в IPO получали в среднем 8,5% годовых по итогам первого дня размещений за период 2000-2014 годы.
Выкладки Риттера косвенно подтверждают широко известное мнение, согласно которому цена размещения всегда завышена. Портал Finversia.ru подробно писал об этом в материале «Прямо пойдёшь – богатым станешь». Речь идёт не только о собственно корпоративных причинах – когда андеррайтеры намеренно завышают цену размещения, чтобы привлечь как можно больший круг инвесторов – но и так называемую «новую техническую реальность». Речь идёт о подавляющем большинстве компаний из IT-сектора, которые приносят акционерам убытки, но настолько известны, что это никак не сказывается на их операционной деятельности, поскольку чтобы их прокредитовать обычно выстраивается очередь желающих.
29 октября 2019 года стало известно, что Beyond Meat, так удачно разместившийся на IPO, получил первую квартальную прибыль. Однако это не порадовало инвесторов – котировки рухнули на 7%. К концу торгового дня 30 октября акции компании торговались по цене в $87 в то время, как 26 июля 2019 года поднимались до уровня в $235.
This website uses cookies.